Как привлечь внимание слушателя

Однажды, насмотревшись на постоянные мучения людей, боги решили, что человеку нужна помощь. Стали думать, что же делать. И пришло им в голову назначить проводником между богами и человеком шамана. Назначили им орла. Орел полетел к людям, но те не поняли его языка и не смогли внять его советам. Шаман-орел вернулся к богам и попросил их сделать шаманом человека. Боги сказали ему: «Лети, орел к людям! Передай свои шаманские умения тому, кому захочешь». Полетел орел и увидел прекрасную молодую женщину. Превратился орел в человека и совокупился с этой женщиной. И через 9 месяцев она родила мальчика. Он и стал родоначальником всех шаманов. 

Эту историю я услышала совсем недавно. В Санкт-Петербургском музее религии. С нее, с этой истории, начала свою лекцию экскурсовод.

Как связаны религия, экскурсия и риторика? Очень просто. Дело в том, что любую свою речь нужно всегда начинать с вступления. Почему?

Внимание слушателя – это то, за что борется каждый оратор. Ведь у всех сидящих в зале людей, в кармане есть смартфон. А сейчас с ним бороться очень сложно. Ведь все, что наши слушатели получают на телефон – почту, сообщения – это все намного важнее, чем то, что мы говорим.

А сколько посторонних мыслей в голове у слушателя!

И как же он, бедный, устал!
Оратору нужно выиграть войну за внимание!

Сильное начало – это лучшее оружие.
И вот вам 5 вариантов хорошего вступления:

1. Обращение к месту, времени или событию
«Мы собрались сегодня…», «Думаю, многие вчера слышали о…», «Сегодня утром …», «Мы сегодня собрались в аудитории, в которой…».

2. Исторический эпизод
«Расскажу вам об одном интересном случае…», «Знаете ли вы…»

3. Использование предмета
Преподаватель русского языка приходит на урок. В руках у него сверток из газеты. Учитель начинает его разворачивать. Разворачивает, разворачивает и в итоге появляется у него в руках топор. Класс в недоумении. А преподаватель говорит: «Вот именно таким топором Раскольников зарубил старуху. И сегодня мы начнем разбирать творчество величайшего русского писателя Ф.М. Достоевского»

4. Риторический вопрос
Риторический вопрос – это такой вопрос, ответа на который не требуется или он очевиден для говорящего. «Ну кто из нас не мечтал быть богатым?», «Кто из нас не любит в выходные поваляться на мягком диване?», «Какой же русский не любит быстрой езды?».

5. История с антагонистом
Антагонист – это персонаж, который противодействует главному герою на пути к его цели. В 1984 году Стив Джобс начал именно так: «…Проходит еще 10 лет. В 1977г. молодая компания Apple разрабатывает Apple II – первый персональный компьютер. IBM отвергает это изобретение, считая его слишком мелким и неинтересным для своего бизнеса. Начало 1980-х. Apple становится самым популярным компьютером в мире…». Apple в этой истории – протагонист, а IBM – антагонист.

Сколько по времени должно длиться вступление?

В среднем это 20% от выступления.

А что будет, если пренебречь вступлением?

Вы начинаете говорить сразу о главном. Что в это время делает ваша аудитория? Правильно! Думает о прошедшем дне; вспоминает, выключила ли звук телефона; дописывает последнее сообщение – делает все, кроме того, чтобы слушать вас. И если вы начали сразу говорить о главном, а аудитория вас не слушала, то поймет ли она потом, что за мысль такую вы пытаетесь ей донести в своей речи?

Полюбите же вступление как самого себя, и тогда речь ваша будет с первого слова цеплять уши слушателей.
Всегда ли вы используете вступление в речи? Или чаще пропускаете его, считая не очень важной частью выступления?