1. Оправдания. «Простите, времени на подготовку было мало», «Извините, я не успел как следует подготовиться», «К сожалению, я не мастер в публичных выступлениях» и прочие оправдания делают выступление провальным с первых же слов.
2. Мимика. Следите за своим лицом. Подпрыгивающая бровь, дергающийся глаз, расширяющиеся в ответственные моменты ноздри или же наоборот, полное отсутствие мимики, негативно сказываются на вашем выступлении. Аудитория начинает с интересом наблюдать за вашим лицом и о внимательном отношении к вашим словам уже не может быть и речи.
3. Всезнайство. Ничто так не раздражает аудиторию, как оратор, «строящий из себя суперспециалиста». Мы все люди и знать абсолютно все мы не можем. В противном случае, в зале обязательно найдется человек, а то и несколько, которые захотят вас «завалить» умными вопросами.
4. Суета. Постоянные передвижения из угла в угол, щелканье авторучкой, переминание с ноги на ногу, перескакивание с одной мысли на другую… Это далеко не полный список того, что обычно происходит на сцене с неопытными ораторами. Это происходит от того, что хочется «побыстрее все сказать и убежать». Не торопитесь. Оратор не «делает доклад» — оратор «ведет беседу с аудиторией». Четкую, спокойную и размеренную.
5. Слова-паразиты. Это вообще БИЧ нашего общества. Они есть у всех. У кого-то в большей степени, у кого-то в меньшей. «Вот», «как-бы», «ну…», «короче», «э…», «а…», «м…», «это, как его…» — и это только самые распространенные слова-паразиты. Они забивают речь оратора и среди их огромного количества достаточно сложно докопаться до сути. И не стоит забывать о том, что люди по природе своей очень ленивы, и искать вашу, пусть и гениальную, мысль среди всего этого мусора никто не будет.
6. Зажатость. Обратная сторона суетливости. Иногда страх охватывает настолько, что оратор встает в центре сцены, как перед расстрелом, и ни шага вправо, ни шага влево. Статичная фигура привлекает внимание намного меньше, чем движущаяся. Двигайтесь, ходите, но не переусердствуйте, чтобы не «свалиться» в суету.
7. Отсутствие контакта с аудиторией. Многие «специалисты» по ораторскому искусству советуют «новичкам» смотреть куда угодно, но только не в глаза аудитории. Кто-то рекомендует смотреть на макушку, кто-то – куда-то вдаль, а некоторые предлагают выбрать одну добродушную «жертву» и все выступление рассказывать ей. Это очень большая ошибка. Аудитория хочет видеть ваш взгляд, хочет, чтобы вы смотрели на всех и никого не обделяли вниманием. Иначе никакой «магии» между вами и аудиторией не возникнет. Получится, что вы зря старались, а аудитория зря слушала.
Подведем итог:
1. Вы – оратор. И вас такого хорошего аудитория пришла слушать. Значит есть что-то, что знаете вы и не знают они. Это значит вы – лучший, вы – смелый.
2. Полюбите свою аудиторию, и они в ответ обязательно полюбят вас.