СПб, ул.Разъезжая, д.5
(метро “Владимирская”)
+7 (812) 908-55-96
Главная /  Блог /  Как провести интервью в прямом эфире

Как провести интервью в прямом эфире

Опасность для оратора или три стиля выступлений, которых лучше избегать

Сегодня, с развитием интернета и такого канала как You Tube, стала очень популярна тема интервью. Интервью дают и берут не только специалисты, эксперты, чиновники, но и обычные люди, которые стараются сделать свое имя популярным и занимаются так называемым развитием «личного бренда».

В этой статье мы с вами и поговорим о том, какие бывают виды интервью, как к интервью подготовиться и как его провести. Рассматривать мы будем интервью в Интернете, в телеэфире и на радио.

Для начала давайте разберемся в том, что же такое «интервью».

Интервью – это информационный жанр, целью и содержанием которого является передача слов и мыслей человека, значимого вообще или в контексте случившегося события, причем слов и мыслей, появившихся не спонтанно, а благодаря специально поставленным журналистом вопросам. Интервью берут не только у знаменитостей, но и у «обычных» людей.

Например, можно взять интервью даже у самого обычного дворника. Он может оказаться первым на месте событий; может рассказать о секретах своей профессии; может быть писателем и победить в каком-нибудь конкурсе – и это будет поводом для интервью.

Прямой эфир в сети Интернет очень похож на телеэфир. Разница лишь в том, что обычно в онлайн эфире не используется в большом количестве профессиональная техника. Очень часто «журналисты» (будем так называть людей, которые берут интервью — пусть даже журналистика и не является их профессией) ограничиваются камерой мобильного телефона и наушниками для трансляции более-менее качественного звука.

Виды интервью

Событийное интервью. Рассказ об актуальных и интересных читателю или слушателю событиях, участником или очевидцем которых был собеседник. Часто событийное интервью используют как дополнение к новости. В новостных передачах подобное интервью могут брать у свидетеля события на улице и выводить это в прямой эфир. Собеседники этого интервью обычно люди, которые пережили что-то необычное. Задача журналиста в разговоре восстановить произошедшие события. Вопросы этого интервью, примерно следующие:

— Что происходило в начале?

— Что делали другие?

— Что вы почувствовали?

— А что было потом?

Личная жизнь собеседника событийного интервью журналиста и слушателя не интересует.

Экспертное интервью. Оценка собеседником положением дел в какой-то сфере, разъяснение причин происходящего и высказывание прогнозов. Такое интервью берут у специалистов или ученых. Например, финансист рассказывает в какой валюте хранить деньги, футболист – как поддерживать спортивную форму; писатель – как написать книгу. Подобных экспертных интервью очень много проводится в прямом эфире. Проводятся подобные беседы не только на радио и телевидении. Сейчас именно этот вид интервью очень популярен с сети Интернет и в частности You Tube. Это и нашумевший сейчас Юрий Дудь; и тренеры различных направлений, которые берут интервью у таких же тренеров для увеличения количества подписчиков; и обычные люди, которые хотят стать популярными и зарабатывать на блогинге деньги.

Личностное интервью. Это рассказ о биографии собеседника или о каких-то интересных событиях из его жизни. Для подобного интервью журналисту нужно уметь задавать множество различных наводящих вопросов, чтобы «вытащить» из собеседника что-то на самом деле интересное и стоящее. Ведь о совсем личном расскажет далеко не каждый человек. Обязательное требование к собеседнику в этом интервью – аудитория должна знать этого человека. В личном интервью могут задаваться и экспертные вопросы. Особенно если они касаются тем о мировоззрении. «Что такое дружба?», «Можно ли верить в любовь с первого взгляда?».

Конечно, эти виды интервью очень редко бывают «чистыми». Часто получается некая смесь. Например, событийно-личностное интервью. Футболист хорошо показал себя на чемпионате мира. У него берут интервью о самом чемпионате, о том, какой резонанс это чемпионат вызвал. Но аудиторию будут интересовать и личностные вопросы.  Например, эпизоды из карьеры, которые не связаны с соревнованием.

Подготовка к интервью

Бывают случаи, когда интервью проводится без подготовки. Например, когда журналист берет событийное интервью по поводу катастрофы, на место которой он добрался. Тут нужно задавать вопросы, исходя из логики и здравого смысла.

В других случаях журналист готовится к интервью иногда до нескольких недель. Если интервью планируется со знаменитой медийной личностью, то журналисту нужны ответы оригинальные и нешаблонные.  Не такие, которые транслировали уже другие каналы.

Предварительный сбор информации.

Сбор информации начинают заранее. Еще до того, как проведены переговоры с собеседником, и он дал согласие на интервью. Понятно, что собеседник может отказать. Но если он согласится, то может начать спрашивать, какая тема интервью, о чем конкретно журналист собирается с ним разговаривать. Если журналист заранее подготовился, то он сможет рассказать, на какие актуальные темы, связанные с собеседником, будет вестись интервью. В глазах интервьюируемого это будет показателем компетентности. И если у него еще были какие-то сомнения, давать ли интервью журналисту, то в данном случае они отпадут.

Если же журналист заранее не собирал информацию о собеседнике, то создастся впечатление, что в теме журналист не разбирается и разговор, скорее всего, окажется пустым. В этом случае собеседник даже если и дал предварительное согласие, может какое-то время подумать и в итоге прямо перед интервью отказаться.

Часто бывает так, что собеседник сначала тщательно расспрашивает, о чем будет интервью и только потом дает согласие или же отвечает отказом.

Согласие получено. Назначен день и время эфира.  И тут бывает, что собеседник ставит условие – определенных тем в разговоре не касаться. Такое условие выполнимо не всегда. Например, если планируется интервью со знаменитым артистом, который только что развелся, то не задать вопрос о разводе нельзя – слушатели не поймут. В таких случает можно попробовать «поторговаться» о том, на сколько глубоко можно затронуть запретную тему. Постараться объяснить, что не упоминать об этом нельзя, но можно найти более мягкую форму.

Изучение публикаций о собеседнике и составление вопросов

Если собеседник уже много раз давал интервью, то берем записи за последние несколько лет и ищем в них следующую информацию:

  1. Истории из жизни, которые рассказаны собеседником. В интервью можно будет потом просить их продолжения и новых подробностей. А может быть наоборот, если собеседник начнет их рассказывать, переводить разговор на другую тему, т. к. слушатели уже знают эти истории. Главное – интервью журналиста не должно повторять других интервью с этим собеседником.
  2. Высказывания собеседника по ключевым темам. Если подобные высказывания достаточно спорные, то можно будет узнать, почему собеседник думает таким образом. Если в ходе интервью он вдруг скажет что-то противоположное, то журналист может узнать, почему собеседник поменял свое мнение. И тогда интервьюируемый вынужден будет оправдываться, что оживит беседу.

После того, как мы собрали информацию, нужно составить вопросы.  Они должны соответствовать интересу аудитории и быть актуальными. Таких заранее заготовленных вопросов и тем должно быть в два – три раза больше, чем планируется задать и затронуть в интервью. Это делается для страховки. Ведь всегда возможна ситуация, когда у журналиста не оправдались ожидания по какой-то теме и тогда ее нужно поменять.

Дальше журналист должен продумать, что может собеседник ответить на каждый из вопросов. Лучше, если журналист подготовит и дополнительные вопросы, которые можно будет задать при различных поворотах разговора.

Подготовка к интервью в прямом эфире на радио.

На радио интервью обычно проходит в виде беседы журналиста и гостя у одного микрофона в студии. Но последнее время тенденцией в студии стало наличие нескольких микрофонов, которые располагаются вокруг общего стола таким образом, чтобы каждый из присутствующих мог иметь перед собою один микрофон. Часто бывает так, что параллельно с прямым эфиром в студии на радио идет видео трансляция этого эфира в сети интернет. Поэтому, когда гость приходит в студию, ему нужно коротко и понятно рассказать о том, как технически будет организован эфир. Где гостю сидеть, есть ли видеокамера, которая транслирует эфир в интернет, нужно ли в нее смотреть, как пользоваться наушниками во время звонков слушателей и прочие технические нюансы.  Будет полезным провести предварительное тестирование микрофонов голосами гостя и ведущего, чтобы звукорежиссер мог выстроить баланс звука по громкости.

Нельзя журналисту располагаться с гостем в студии лицом к лицу с противоположных сторон стола или пульта. Такой мизансценой журналист провоцирует конфликтность общения. Это может повлиять на гостя особенно, если он первый раз в студии.

Для такой работы необходимо некоторое количество времени. Поэтому будет правильным приглашать гостя заранее, чтобы дать ему возможность освоиться в студии. Если гость присутствует только в части программы, то нужно предусмотреть музыкальные паузы до начала общения с ним, чтобы он успел войти в студию, и после, чтобы гость смог выйти и не нарушать ход передачи.

Полезными и придающими дополнительную динамику, насыщенность будут звонки в студию. Тогда эфир будет наполнен разнообразными голосами, а это интонационно расширит аудиальную выразительность.

Звонки в прямой эфир должны быть ограничены по времени. Диалог с звонящим должен выстраиваться либо как ответы на конкретные вопросы, либо как изложение конкретного эпизода или случая из жизни звонившего.

Подготовка к интервью в прямом эфире на телевидении и в социальных сетях

Интервью сейчас берут в различных локациях. Это может быть за пределами студии: на месте работы собеседника, в заранее выбранном и оговоренном месте. Если взять интервью в социальных сетях, то оно может проводиться где угодно. Собеседник выбирает удобное место для себя, а журналист для себя, и далее они связываются по сети интернет. При этом очень часто бывает так, что кроме интернета, телефона или ноутбука и пары наушников из технического оснащения больше ничего и не требуется.

Если же журналист хочет провести телевизионный эфир со знаменитой персоной за пределами студии, то лучше будет работать с двумя камерами, которые будут ориентированы отдельно на журналиста и его визави.

В идеальном варианте для организации выездного эфира необходим также монитор, на котором можно отследить и скорректировать картинку, микшерский пульт и комплект световой аппаратуры.

Если эфир будет на выезде, то необходимо заранее посетить место интервью и выбрать наилучшую мизансцену. Расчет на авось бывает губит эфир плохой картинкой, растущими из головы собеседника деревьями, гулом машин и прочим.

Если же интервью проводится в студии, то здесь общение с гостем может быть частью проекта. Тогда гость должен знать об этом заранее для того, чтобы он в своих ответах говорил о главном и не тратил время попусту.

Хорошей подготовкой гостя к интервью будет, если журналист немного разомнет его перед началом эфира. Поговорит с ним, и тем самым снимет излишнее напряжение, «пристроится» к гостю.

Интервью в прямом эфире требует максимальной концентрации, но это не должно проявляться в речевом поведении говорящего.

От того, какое время для проведения интервью будет выбрано, зависит то, как интервью будет идти. Если журналист общается с собеседником в первой половине рабочего дня, то часто гость думает о грядущих заботах и проблемах и хочет побыстрее избавиться от журналиста, чтобы приступить к выполнению намеченных задач. Поэтому нужно стараться, чтобы интервью проходило во второй половине дня.

Нужно обращать внимание на то, в какой одежде будет гость эфира. Нельзя носить вещи в полоску или клетку. Это создает на экране эффект ряби. Необходимо следить за тем, чтобы на одежде собеседника не было логотипов или названий фирм.

Все правила подготовки к интервью в прямом эфире на телевидении, относится и к прямому эфиру в социальных сетях. 

Но нужно еще помнить о том, что журналист должен быть внутренне готов к работе в прямом эфире.  С ним должно быть интересно общаться гостю. А для этого он должен много смотреть, читать и слушать. Быть интеллектуально развитым.

Проведение интервью

Вопросы в интервью

Вопросы делятся на открытые и закрытые. Открытые вопросы начинаются с вопросительного слова и требуют развернутого ответа.

Например: «Что вы думаете об этом событии?». «Скажите, в чем вы видите главный смысл пенсионной реформы?», «Когда ожидается пик эпидемии гриппа?»

Закрытые вопросы не имеют вопросительного слова и требуют односложных ответов: да или нет.

Например: «Это событие потрясло вас?»,

Открытые вопросы побуждают собеседника к развернутому ответу, рассуждению. Они обстоятельные и содержательные. Но в открытых вопросах есть и минусы. Иногда интервьюируемые долго и неинтересно отвечают на эти вопросы.

В большинстве случаев все равно предпочтительнее открытые вопросы. Закрытые вопросы нужны тогда, когда собеседник уклоняется от ответа.  Например, если на вопрос о том, что стало с уголовным делом о взятке собеседник не хочет отвечать, то можно переформулировать вопрос. «Уголовное дело по взятке закрыто?»

Следующий вид вопросов – прямые и непрямые. Прямой вопрос: «Вас можно считать алкоголиком?». Непрямой вопрос: «Некоторые утверждают, что вы алкоголик. Если бы вы встретились с этими людьми лицом к лицу, то, что бы вы им ответили?».

Непрямые вопросы звучат мягче и поэтому их используют в тех случаях, когда прямой вопрос по такой теме может показаться оскорбительным. А так получается, что журналист «как бы» и не при чем. Это не он так думает, а другие. Журналист только что-то слышал и сейчас дает собеседнику возможность развеять слухи.

Программные вопросы – это намеченные журналистом основные вопросы, которые дают интервьюируемому возможность логического изложения темы. Они являются ключевыми и очень важными для последующего развития темы.

Экранные вопросы – рассчитаны на реакцию собеседника, зрелищность и эмоциональную составляющую интервью.

«Не могли бы вы продемонстрировать свое изобретение?»

Открывающие вопросы задают в самом начале беседы. В этом вопросе называют тему интервью и просят собеседника что-то по ней сказать. Открывающий вопрос строится по схеме: утвердительное высказывание плюс закрытый вопрос.

«Вы состоите в партии «Единая Россия. Вас, как либерала, устраивает сложившаяся в стране политическая система?». Закрытый вопрос здесь предпочтительнее открытого, так как ответ на него будет короче. Если же собеседник на первый вопрос отвечает слишком длинно, то это может сбить динамику интервью.

Переходный вопрос. Если в разговоре планируется затронуть несколько тем, то данный вид вопроса меняет эту самую тему в интервью. Чтобы смена темы для аудитории не прозвучала достаточно резко, журналист должен повторить фразу собеседника и потом задать вопрос, который якобы вытекает из этой фразы.

Например, такой вопрос может выглядеть так:

«Вы сказали, что в детстве много читали. А как вы относитесь к тому, что сейчас происходит в отечественном кинематографе?».

Если бы журналист просто спросил, как собеседник относится к кинематографу, то тогда вопрос мог бы показаться зрителям и слушателям чужеродным, совершенно непонятно как вклинившимся в интервью.

Провоцирующие вопросы. Это такой вид вопросов, который содержит в себе утверждение о реакции собеседника и требование объяснить причину этой реакции.

Например: «Почему вы занервничали, когда я заговорил про взятки?». Или можно задать такой вопрос еще проще: «Почему вы вдруг так заволновались?». Собеседник в таком случае ставится в очень неприятное для него положение. Ведь доказать, что он не заволновался, невозможно. Если собеседник ответит на этот вопрос правильно, то ответ будет звучать примерно так: «Я не знаю, почему вам так показалось. Поясните, пожалуйста».

Цель провоцирующих вопросов – вынудить собеседника потерять контроль над собой и показать себя вспыльчивым и нервным.

Приведем еще несколько примеров подобных вопросов:

«Почему вы покраснели?», «Почему у вас задрожали руки?», «Почему у вас глаза забегали?». После подобных вопросов, если мы ведем прямой эфир какого-либо ток-шоу, обычно собеседник уходит и выглядит это очень эффектно.

Вопрос-ловушка. Это вопросы из разряда «Вы уже перестали брать взятки?», «Вы уже перестали постоянно уходить в запои?». На такой вопрос как бы собеседник не ответил, он выставит себя в невыгодном свете. В таком случае правильным со стороны собеседника будет сказать, что журналист использует манипуляцию и это нечестный прием. Журналисту же нужно быть готовым к подобному ответу.

Суггестивный вопрос. Ставит один ответ предпочтительнее других.

От собеседника в таком случае требуется согласиться с тем, что противоречит его взглядам, в противном случае он вынужден признать себя «нехорошим».

«Патриоты считают, что если девушка выходит замуж за иностранца, ее нужно лишать гражданства. А вы как считаете?»

Усилительный вопрос.Задавая такой вопрос, журналист искажает слова собеседника. Делает он это с умыслом. Для того, чтобы собеседник сказал: «Я такого не говорил!». Затем журналист уже правильно и практически дословно повторяет другое высказывание собеседника. И дополняет это вопросом: «И это вы тоже не говорили?» Это прием как раз в большинстве своем предназначен для прямого эфира для создания динамичности, интриги и напряженности. В результате, у аудитории, которая слушает интервью вполуха, сложится впечатление, что интервьюируемый заврался и уже не помнит, что он говорил, а что нет.

Намекающий вопрос. Это в практике журналиста один из самых изящных приемов. Тут задается серия вопросов, потом в конце этой серии все переворачивается и утвердительные ответы интервьюируемого начинают свидетельствовать против него.

Например, журналист спрашивает, хорошо ли собеседник водит машину. Интервьюируемый долго и с гордостью рассказывает, какой у него большой стаж вождения, какой у него большой опыт, с какими сложными ситуациями на дороге он встречался. А затем журналист сообщает, какой вред автомобиль наносит экологии, и спрашивает, как собеседник относится к тому, что столько вреда нанес он лично.

Фильтрующие вопросы – используются, когда собеседник отклонился от темы разговора. Они возвращают к теме с помощью повтора высказывания собеседника и просьбы об уточнении. Например, журналист берет интервью с экономистом о том, куда вкладывать деньги во время мирового финансового кризиса. Экономист начинает рассуждать про вложения в валюту, но затем переходит к рассказу о том, почему доллар продолжает оставаться главной резервной валютой, несмотря на проблемы американской экономики. В данном интервью это неважно, важны конкретные рекомендации. Поэтому нужно вернуть собеседника к исходной теме: «Вы сказали, что доллар менее надежен, чем евро. Какую часть сбережений лучше хранить в американской валюте, а какую – в европейской?».

Исходя из всего вышеперечисленного можно сказать, что в интервью нужно задавать открытые и нейтральные вопросы. Это вопросы, которые начинаются со слов «Где?» «Когда?» «Как?» «Почему?». С помощью таких вопросов от собеседника можно получить максимум информации.

Нельзя задавать жестких вопросов. Если спросить у гостя «Вы – расист?», то скорее всего ответ будет отрицательным. Вместо этого нужно задавать сфокусированные открытые вопросы по поводу доказательств, которые позволят сделать вывод, что собеседник – расист.

Чем больше информации журналист вложит в вопрос, тем меньше сведений даст в ответ собеседник. Длинные вопросы приводят к длинным и путанным ответам. Либо наоборот к сжатым репликам.

В процессе интервью необходимо, задавая первый вопрос, уже держать в голове наготове второй. Ведь бывает так, что ответ собеседника стал неожиданным для журналиста и необходимо срочно сменить тему. Или же заготовленный второй вопрос потребуется в том случае, когда журналист чувствует, что беседа пошла не по плану.

Если журналист видит, что собеседника увлекают воспоминания или какие-то подробности, которые для эфира несущественны, то также можно вбросить неожиданный вопрос, который сменит тему и журналист перехватит инициативу.

Во время интервью нельзя спорить с собеседником. Задача журналиста задавать вопросы, а не доказывать свою точку зрения.

Доказывать что-то должен собеседник. Если на вопрос журналиста собеседник отвечает: «Не помню», то нужно уточнить у него, почему он не помнит.

В вопросах не стоит делать утверждений. Вместо фразы: «Должно быть, вам было очень тяжело в это врем», лучше спросить: «Как вам было в это время?» «И что вы тогда чувствовали?».

Журналисту необходимо отказаться от двойных вопросов. А также от двух вопросов сразу. Например: «Каких собеседников вы любите интервьюировать больше всего и какое свое интервью вы считаете самым удачным?» Когда собеседник будет отвечать на подобный вопрос, то, скорее всего ответит только на одну часть вопроса. И возможно не на ту, на какую планировал услышать ответ журналист.

Так же следует помнить журналисту о том, что ни во время прямого эфира, ни во время записи интервью нельзя вставлять в вопросы свои предположения. Предположения мешают получить точные ответы. Например: «О чем вы думали тогда? Наверняка были моменты, когда вам хотелось плюнуть на все, развернуть и уйти». Ответом на такой вопрос наверняка будет: «Да, были». То есть это будет не ответ на вопрос «О чем вы думали?». А на предположение, которое высказывает журналист.

Часто журналисты, особенно начинающие, любят «перегруженные смыслом» слова в вопросах. Часто это делается для того, чтобы придать ощущение собеседнику, что журналист умный и опытный. Журналисту нужно быть максимально четким и понятным.

Еще одно правило в искусстве задавания вопросов во время интервью в прямом эфире звучит так: «Не используйте преувеличения в вопросах». Собеседник всегда будет смягчать подобные вопросы в сторону нейтральности. Например: «Какого это, чувствовать себя суперзвездой?».

Развитие разговора

Разговор может развиваться в четырех направлениях: вперед, в сторону, назад или буксовать на месте. Журналисту важно отслеживать, куда разговор идет и как это происходит. Рассмотри каждое из этих направлений.

Разговор развивается вперед. Так разговор идет в том случае, если журналист получает информацию по теме интервью. Это может происходить медленно, когда тема постепенно раскрывается, участники интервью углубляются в нее. А может происходить быстро, когда переходят от темы к теме. Для каждого интервью нужно выбирать оптимальную скорость движения. Слишком медленное течение интервью говорит о том, что собеседник закапывается в деталях и это может быть скучно слушать аудитории. Суть ответа на вопрос уже ясна, а собеседник продолжает все разъяснять и уточнять. И если во время записи интервью эти моменты можно потом на монтаже вырезать, то в прямом эфире подобное недопустимо. Эфир всегда должен быть динамичным иначе аудитория просто переключится на другой канал, другую радиостанцию или закроет вкладку браузера.

Есть еще одна крайность – это высокая скорость интервью. Происходит это тогда, когда собеседник, не раскрыв одной темы, уже перескакивает на другую. Получается, что из сказанного многое неясно, аудитория ждет дополнительных вопросов, но журналист их не задает.

Некоторые собеседники «скачут» по темам, переходя от одной к другой и затем возвращаясь к каждой из них. В этом случае следить за глубиной раскрытия темы нужно журналисту особенно внимательно.

Движение в сторону. Происходит тогда, когда собеседник уходит от основной темы в побочную подтему. Например, учитель, которого пригласили обсудить ближайшую реформу образования, начинает рассуждать о недостаточном уровне заработной платы учителей начальных классов. Это тоже важно и интересно, но интервью посвящено реформе образования в целом и аудитории интересно слушать именно об этом.

В таком случае собеседника нужно возвращать к теме разговора. Делается это с помощью фильтрующего вопроса.

Движение назад. Возникает тогда, когда журналиста не устраивает ответ собеседника, и вопрос повторяется теми же самыми или другими словами. Иногда бывает такое, что один и тот же вопрос приходится задавать журналисту по пять – семь раз подряд, прежде чем он получит удовлетворяющий его ответ.

Буксование на месте. Это спор журналиста и его собеседника. Журналист начинает ставить под сомнение то, что говорит интервьюируемый и вынуждает того защищать свою позицию. Спор хорошо использовать тогда, когда журналист хочет заставить собеседника проговориться. В таком случае интервьюируемый может сказать больше, чем планировал в самом начале или же может сообщить то, что изначально не планировал предавать огласке. Но нужно обязательно помнить любому журналисту, что у спора есть «две стороны медали». Первая – он съедает много времени и может оказаться, что на другие темы говорить нет времени. И нужно помнить, что журналист и гость находятся в состоянии прямого эфира, поэтому время их ограничено. Второе – журналист имеет все шансы нарваться на конфликт. А в таком случае собеседник может отказаться продолжать интервью. «Если вы мне не верите, то что мне с вами разговаривать?». И если в студии собеседнику это сделать будет достаточно неудобно, с моральной точки зрения, то в состоянии прямого эфира в социальных сетях интервьюируемый может просто незаметно выключить связь, сославшись потом на неполадки с интернет- сигналом.

Поэтому затевать спор лучше всего в конце интервью. В этом случае о главном уже поговорили и спор будет неким динамичным и интересным финалом эфира.

А теперь немного о трех главных ошибках, которые обычно совершаются журналистами при работе в жанре интервью, и в том числе в интервью в прямом эфире.

  1. Бывает, что журналист начинает невольно или сознательно подыгрывать интервьюируемому. Это иногда происходит по неопытности, иногда из-за партийных или личных пристрастий, а бывает, что журналист просто заворожен славой и авторитетом собеседника. Этого категорически нельзя допускать, иначе получится так, что интервью управляет не журналист, а его собеседник.
  2. Бывает, что журналист теряется и не может вовремя поставить острый или новый вопрос. И часто это происходит в том числе и тогда, когда сам интервьюируемый дает повод и даже ждет подобного вопроса. Для того, чтобы подобные вещи с журналистом не происходили, нужно быть крайне внимательным к своему собеседнику и постоянно нарабатывать практику.
  3. Полная передача инициативы в руки интервьюируемого. В любом интервью только журналист может поворачивать беседу туда, куда считает нужным.

Следствием этих трех ошибок обычно является пустое, неинтересное и банальное интервью.

А чтобы отличить хорошее интервью от плохого можно взять запись эфира и вырезать оттуда все вопросы журналиста. Если покажется, что в записи что-то потеряно, значит журналист плохо справился со своей работой. Видимо, в этом интервью он был не нужен.

Жанр интервью имеет неограниченные возможности. Многие журналисты так говорят об интервью: «Это возможность продемонстрировать высший пилотаж, естественно не превращая его в самоцель». А интервью в прямом эфире, когда у журналиста нет права на ошибку – это безумно сложно, но одновременно и безумно интересно. В интервью проявляются характеры, в интервью проявляется время.

Жанр интервью многофункционален. В интервью можно быстро и точно рассказать о взволновавшем событии, задать вопросы очевидцам, поговорить с авторитетным собеседником, развеять какие-либо слухи. Именно поэтому, потому что интервью настолько обширно и многофункционально, оно проникло в том числе и в социальные сети. За один день в прямом эфире проходят тысячи интервью. И тысячи, если не миллионы людей, стараются обучиться ведению интервью. Поэтому тема «Особенности интервью в прямом эфире» важна не только журналистам, но и блогерам.

И самое главное! Для правильного проведения интервью очень важно быть интеллектуально развитым человеком. Поэтому читайте книги, смотрите фильмы, следите за тем, что происходит в мире!

И хороших вам интервью и публичных выступлений!

Ваша Гальчук.

Список литературы для тех, кто хочет углубиться в тему.

  1. Ильченко С.Н. Интервью в журналистике: как это делается. С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2016.
  2. Ким М.Н. Жанры современной журналистики: учебное пособие. М.: 2004.
  3. Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста: Учеб.пособие для студентов вузов  — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018
  4. Летуновский, В.П. Прямой эфир на отечественном телевидении — Санкт-Петербург, 2004.
  5. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2002.
  6. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Аспект Пресс, 2004.
  7. Толковый словарь русского языка[Электронный ресурс] URL: http://www.vedu.ru/ (дата обращения: 15.12.2015).
  8. Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. 2.0. Курс лекций по теории и практике современной журналистики. – М.:Ладомир, 2016.
  9. Цвик В.Л. Введение в журналистику: учебное пособие. М.: МНЭПУ, 2000.
  10. Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018.

    Комментарии:

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

0