Информационное слабоумие

«Две вещи беспредельны – вселенная и человеческая глупость, но я еще не совсем уверен относительно Вселенной.» А. Эйнштейн

Последнее время меня преследует вопрос: «Какие ваши ценности?». Такое ощущение, что мир сошел с ума.  Всем очень интересно, что же так важно в жизни кому-то.  Причем этот «кто-то» очень часто совершенно незнакомый человек.  И вот недавно на очередном курсе по повышению очередной квалификации опять этот вопрос! После того, как раздражение от этого «ценностного помешательства» слегка утихло, решила послушать, что же за ценности такие все холят и лелеют.

Вариантов было очень много. Это и честность, и радость жизни, состояние баланса, родные и близкие, отношения, et cetera… Если честно, порою мне кажется, что все это «высасывается из пальца». Ну модно сейчас копаться в себе! И все следуют этой моде, чтобы не выбиться из толпы.

А в силу того, что я еще «на ладан не дышу» и «песок из меня не сыпется», решила тоже быть модной и подумать над своими ценностями.  Да и раз народ требует, неужели я могу отказать?

Долго я думала. И поняла. Все эти романтические «радости жизни», созерцательные «балансы» и прочее – точно не моё! Я больше всего на свете ценю МОЗГ! Обожаю я умных людей.

Например, подруга у меня есть. Каждый раз от общения с ней я получаю интеллектуальный оргазм. И нет большего наслаждения, чем посидеть часа три-четыре и поболтать о книгах, нейробиологии, фильмах, политике… и даже, порой, о программировании. После таких встреч жалко тратить время на сон – хочется вгрызаться в новые знания без перерыва на обед.

Муж вообще «ходячая энциклопедия». Как в его голове умещается столько информации по совершенно разным областям знаний – для меня загадка.

А мой отец! Это просто что-то непостижимое!

Но сегодня мозг – не только моя страсть. Многие хотят каждый день становиться умнее и умнее.

Очень хорошее направление сейчас появилось – популяризаторы науки. Они пишут интересные статьи, читают захватывающие лекции и рассказывают просто о сложном.

Все чаще стали проводиться различные научные фестивали.

Книжные магазины сейчас завалены опусами, которые рассказывают абсолютно обо всем. Одни учат других, другие третьих и все мы учим друг друга.

Телефоны, планшеты и компьютеры дают нам ответ на любой вопрос за считаные секунды.

Но…

Последние годы все чаще встречается такое понятие как «информационное слабоумие».

Что это и как оно может касаться нас?

«Информационное слабоумие – это расстройство, при котором человек проявляет признаки слабоумия вследствие чрезмерного потребления информации».

Мы проводим много времени в гаджетах. Мы ходим на лекции, читаем книги – мы поглощаем информацию тоннами.  И создается ощущение, что мозг развивается и мы вместе с ним. А как же может быть иначе? Ведь «я прочитал статью и значит я стал умнее». Но мною так дико любимый мозг развивается только тогда, когда обрабатывает (анализирует) информацию. Мало просто узнать что-то новое. Нужно выделить ключевые понятия, ведущие идеи, тезисы и антитезисы, факты, законы, методы, выводы, метафоры, примеры. Нужно остановиться и сопоставить то новое, что мы теперь знаем с тем, что было в наших «запасах»; выстроить логические связи.

Можно ли это сделать с тем объемом информации, которая поступает в наш мозг ежедневно? – Нет. А это значит, что мы просто слушаем, читаем, но новые связи в мозге не образуются.

Чем нам это грозит? Утратой навыка мышления и способностей критически оценивать факты. Все чаще и чаще мы будем выбирать пассивность и нежелание думать.

Как бороться с наступающим «информационным слабоумием»?

  1. Ограничить объем информации.
  2. Перестать сидеть часами в социальных сетях.
  3. Вместо того, чтобы «забивать» запрос в Яндексе по любому поводу, постараться подумать и вспомнить то, что вы уже знаете об искомом предмете.
  4. Читать книги, анализировать их и пересказывать.
  5. Общаться с реальными, а не виртуальными людьми.

К чему, собственно, все это? А к тому, что никакая статья, никакой великий преподаватель, никакая гениальная книга не сможет сделать нас умнее, если мы сами этого не захотим.

И, возвращаясь к моим ценностям. Я люблю мозг, я ценю мозг, но каждый день я заставляю его работать.

И еще я точно знаю, что каждый ученик, который приходит ко мне, делает то же самое. Он не дает расслабиться великому и загадочному мозгу. И это прекрасно!

«…На всем своя — для взора — позолота.

Но мерзок сердцу облик идиота,

И глупости я не могу понять…»

К.Бальмонт