Я очень давно уже подписана на один канал в Тelegram. Ведет его очень интересный мужчина (не буду раскрывать его имени). Пишет о текстовом этикете. Другими словами о том, как вести деловую переписку, заниматься копирайтингом и “общаться” с текстовыми редакторами.
И вот в этом канале как-то раз он кинул ссылку на свое выступление в городе N. Мне было крайне интересно, о чем таком он рассказывает. Перешла по ссылке. Смотрю.
Сказать, что я была разочарована – это не сказать ничего.
Большой и взрослый дядя краснел, бледнел, постоянно извинялся, что забыл текст и поэтому читал свое выступление с телефона. На лбу оратора выступали капельки пота и казалось, что он вот-вот умрет. С трудом оратор добрался до конца речи. Длилось она минут 10, но публике, а уж тем более ему, казалось, что прошла вечность.
Было очень обидно за него. Ведь я давно слежу за его блогом. Пишет человек очень интересные и правильные вещи, а говорить, оказалось, что не может.
Почему?
Потому что текст выступления он написал и потом (я в этом больше, чем уверена) долго старался его выучить. Это его и подвело.
Поэтому разговор сегодня у нас пойдет о том, учить или не учить текст выступления. Писать его или не писать.
Что делает большинство ораторов? Они пишут полностью текст выступления и потом заучивают его. И кажется, что все отлично, но вот они выходят на сцену, встают перед зрителями и… Что-то идет не так.
“Как так?” – думает оратор – “Я готовился к другому. И что же теперь делать?”
Многие начинают просто проговаривать выученный текст, не взирая ни на что.
И дальше события могут развиваться по-разному:
- Однообразным заученным монотонным текстом оратор усыпит слушателя;
- В середине речи оратор забудет слово и впадет в ступор, не зная как выкрутиться;
- Слушатели не засмеются там, где должны были, и это собьет оратора с толку;
- Слушателям интереснее будет проверить свои социальные сети, чем слушать оратора;
- Овации стоя, о которых мечтал оратор, обернуться парочкой хилых хлопков;
- Оратор возненавидит публичные выступления и больше никогда не выйдет на сцену.
Единственное преимущество написанного текста – вы понимаете сколько примерно будет длиться ваше выступление. Одна страница А4, написанная 14 кеглем – это 3 минуты вашей речи. На этом плюсы написанного текста заканчиваются.
Выступление на сцене – это диалог с аудиторией. Даже если слова произносите только вы, аудитория разговаривает с вами мысленно. Написанный текст превращает вас в чтеца и эффект диалога пропадает.
Если же вы решили в открытую читать текст, то вспомните хоть одного нашего депутата. Все они читают текст по бумажке. Что в это время делает аудитория?
И одно нельзя, и другое. Что же тогда можно, спросите вы?
Можно и нужно готовиться к выступлению правильно. Как это делать я рассказывала в статье ранее. Если вкратце, то составили композицию речи и пошли репетировать. И репетируем, и репетируем, и репетируем…
Исследователь стволовых клеток, частый гость конференции TED Сьюзен Соломон рассказывает о том, как он готовиться к выступлению:
“К тому времени, когда нужно выступать, вы должны прорепетировать свою речь столько раз, чтобы могли произносить ее с закрытыми глазами и перед любой аудиторией. Репетируйте перед друзьями, Репетируйте наедине с собой. Репетируйте с закрытыми глазами. Репетируйте во время прогулки. Репетируйте сидя за столом, но не пользуйтесь своими заметками.”
Запомните: оратор и бумажка – две вещи несовместимые.
“И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу – большой, а сердце – справедливым.”
Так же как никакая бумажка не сделает вашу речь живой, тему увлекательной, а зрителя – довольным.
Хороших вам выступлений.
Ваша Екатерина Гальчук