СПб, ул.Пестеля, д.17/25
(метро “Чернышевская”)
+7 (812) 908-55-96
Главная /  Блог /  Критика оратора

Критика оратора

Опасность для оратора или три стиля выступлений, которых лучше избегать

Сегодня мое утро началось с сообщения в одной из социальных сетей. На фотографии был приятный внешне дядя, который скинул мне пару портретных фотографий и предложил сделать мои в таком же стиле. «А почему бы и нет. Лишним не будет» — подумала я и написала – «Давайте обсудим». В ответ последовало несколько сообщений с просьбой дать мой номер телефона. Нужно заметить, что есть у меня убеждение одно. Не даю я кому попало номер мобильного телефона. А уж тем более сразу после первого сообщения. Так сказать, без «предварительных ласк». Об этом я честно и написала этому «приятному внешне дяде». Что было потом? Потом на экране появился текст: «Я снимать вас теперь не хочу. До свидания».

Люди разные бывают. Одни понимают друг друга с полуслова, другие не понимают, но стараются, а некоторые «психуют» от любой фразы, сказанной не так, как ожидалось.   Такие люди не умеют и не хотят учиться воспринимать какую-либо критику. А воспринимать ее нужно уметь. Особенно человеку, который решил посвятить часть своей жизни публичным выступлениям.  Ведь среди аудитории оратора может найтись какой-нибудь «умник» типа меня и, казалось бы, безобидная фраза, воспринятая столь болезненно, выбьет из колеи и испортит выступление.

Поэтому сегодня поговорим о том, что же такое критика и как ее воспринимать.

Что такое критика?

«Критика – (от греч.) искусство разбирать, суждение — это анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо области человеческой деятельности». Какая у критики цель? Как бы это не казалось странным, но цель – помочь объекту критики улучшить себя или свой продукт, стимулировать к развитию.

Как поведет себя адекватный человек, если на улице услышит от прохожего: «Простите, у вас пальто сзади белым испачкано». Он ответит: «Спасибо» и отряхнется. Но иногда можно услышать: «Какая твоя разница. Хочу – хожу в грязном пальто!». После такого ответа возникает неуверенность во вменяемости человека.

Люди считают критикой все, что угодно, но только не саму критику.

  1. «Мне не нравится, мне не помогло, ко мне неприменимо, я не такой» и т.д. – это критика?

Нет. Это неоправданные ожидания, досада о потраченном времени. В конце концов просто информация о себе.

  1. «Плохо, ужасно, бессмыслица какая-то, бред, чушь, отстой, ну и фигня» и т.д. – это критика?

Нет. Это оценка. Пользы от нее нет никакой. Она не аргументирована. Основываясь на оценке, оратор или продукт стать лучше не могут. Более того, часто такие оценки просто один из способов манипулирования, а значит принимать такое близко к сердцу точно нельзя.

  1. Оскорбления, обвинения, упоминания о каких-то событиях из личной жизни оратора – это критика?

Нет. Это никак не относится к выступлению, работе, продукту. Мы вообще не умеем рассматривать событие, мнение или продукт в отрыве от личности. Очень часто переход на личность используется как способ, чтобы обесценить то, что человек сделал.

  1. Непрошеные инструкции, упреки в недостатках, фамильярность, поучительность – это критика?

Нет. Все мы в чем-то эксперты. Но это не значит, что свою «экспертность» нужно вставлять туда, куда не просили. Например, существует «гиперэкспертность» мужчин по отношению к женщинам. Этому даже название дали – менсплейнинг. Поэтому часто все эти инструкции и упреки — не критика, а желание доминировать или попытка конкурировать.

  1. «Вы не так выразились», «Цвет не тот», «А эта мелочь вообще все портит», «Тут руками можно было и поменьше размахивать» — это критика?

Нет. Это перфекционизм зрителя и его придирки к оратору. Это требование идеальности от неидеального человека (идеальных людей, как мы знаем, не существует).

Что же тогда будет критикой?

Признаки критики:

— она уважительна;

— она мотивирует;

— она не задевает самооценку.

Все остальное – не критика.

Как воспринимать критику?

Мы поняли, что критика и все, что было описано выше, не имеют друг к другу никакого отношения. Поэтому за критику нужно поблагодарить и исправить то, на что указали.

Все остальное, что «не критика», должно восприниматься оратором спокойно и с пониманием того, зачем подобное произносится: оценить, доминировать, рассказать о себе, навязать свой перферкционизм, оскорбить.

И, конечно, нужно помнить о том, что критикуют того, кто интересен. Того, до кого нет дела, критиковать не будут.

«Критики — наши друзья: они указывают нам на наши ошибки». Б.Франклин

Хороших вам выступлений.

Ваша Екатерина Гальчук

 

    Комментарии:

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

0