СПб, ул.Пестеля, д.17/25
(метро “Чернышевская”)
+7 (812) 908-55-96
Главная /  Блог /  Внимание слушателя или шаманы могут всё!

Внимание слушателя или шаманы могут всё!

Опасность для оратора или три стиля выступлений, которых лучше избегать

Однажды, насмотревшись на постоянные мучения людей, боги решили, что человеку нужна помощь. Стали думать, что же делать. И пришло им в голову назначить проводником между богами и человеком шамана. Назначили им орла. Орел полетел к людям, но те не поняли его языка и не смогли внять его советам. Шаман-орел вернулся к богам и попросил их сделать шаманом человека. Боги сказали ему: «Лети, орел к людям! Передай свои шаманские умения тому, кому захочешь». Полетел орел и увидел прекрасную молодую женщину. Превратился орел в человека и совокупился с этой женщиной. И через 9 месяцев она родила мальчика. Он и стал родоначальником всех шаманов. 

Эту историю я услышала совсем недавно. В Санкт-Петербургском музее религии. С нее, с этой истории, начала свою лекцию экскурсовод.

Как связаны религия, экскурсия и риторика? Очень просто. Дело в том, что любую свою речь нужно всегда начинать с вступления. Почему?

Внимание слушателя – это то, за что борется каждый оратор. Ведь у всех сидящих в зале людей, в кармане есть смартфон. А сейчас с ним бороться очень сложно. Ведь все, что наши слушатели получают на телефон – почту, сообщения – это все намного важнее, чем то, что мы говорим.

А сколько посторонних мыслей в голове у слушателя!

И как же он, бедный, устал!
Оратору нужно выиграть войну за внимание!

Сильное начало – это лучшее оружие.
И вот вам 5 вариантов хорошего вступления:

1. Обращение к месту, времени или событию
«Мы собрались сегодня…», «Думаю, многие вчера слышали о…», «Сегодня утром …», «Мы сегодня собрались в аудитории, в которой…».

2. Исторический эпизод
«Расскажу вам об одном интересном случае…», «Знаете ли вы…»

3. Использование предмета
Преподаватель русского языка приходит на урок. В руках у него сверток из газеты. Учитель начинает его разворачивать. Разворачивает, разворачивает и в итоге появляется у него в руках топор. Класс в недоумении. А преподаватель говорит: «Вот именно таким топором Раскольников зарубил старуху. И сегодня мы начнем разбирать творчество величайшего русского писателя Ф.М. Достоевского»

4. Риторический вопрос
Риторический вопрос – это такой вопрос, ответа на который не требуется или он очевиден для говорящего. «Ну кто из нас не мечтал быть богатым?», «Кто из нас не любит в выходные поваляться на мягком диване?», «Какой же русский не любит быстрой езды?».

5. История с антагонистом
Антагонист – это персонаж, который противодействует главному герою на пути к его цели. В 1984 году Стив Джобс начал именно так: «…Проходит еще 10 лет. В 1977г. молодая компания Apple разрабатывает Apple II – первый персональный компьютер. IBM отвергает это изобретение, считая его слишком мелким и неинтересным для своего бизнеса. Начало 1980-х. Apple становится самым популярным компьютером в мире…». Apple в этой истории – протагонист, а IBM — антагонист.

Сколько по времени должно длиться вступление?

В среднем это 20% от выступления.

А что будет, если пренебречь вступлением?

Вы начинаете говорить сразу о главном. Что в это время делает ваша аудитория? Правильно! Думает о прошедшем дне; вспоминает, выключила ли звук телефона; дописывает последнее сообщение – делает все, кроме того, чтобы слушать вас. И если вы начали сразу говорить о главном, а аудитория вас не слушала, то поймет ли она потом, что за мысль такую вы пытаетесь ей донести в своей речи?

Полюбите же вступление как самого себя, и тогда речь ваша будет с первого слова цеплять уши слушателей.
Всегда ли вы используете вступление в речи? Или чаще пропускаете его, считая не очень важной частью выступления?

 

    Комментарии:

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

0